Для гостей, отдыхающих в пансионате «Энергетик» в Николаевке наверняка будет интересно больше узнать об истории Крыма и посетить уникальные места, которыми славится наш солнечный полуостров.
Прямо на территории пансионата ежедневно работает экскурсионное бюро, в котором помогут подобрать наиболее интересный маршрут, чтобы своими глазами увидеть всю красоту природы и творения архитектуры известных зодчих.
Путешествие в глубину веков
Крымский полуостров имеет богатую на события многотысячелетнюю историю.
На протяжении веков на нашей земле воедино переплелись культуры Запада и Востока, Золотой Орды и греческих колонистов, запорожских казаков и крымских ханов. Бок обок строились первые христианские церкви и возводились мечети на крошечном клочке суши, омываемом теплыми водами Черного моря.
И поэтому неудивительно, что современные крымчане, предки, которых идут от половцев, литовцев, караимов, татар, генуэзцев, русских и прочих народов, настолько многонациональны, что говорить о принадлежности их к какому-либо этносу просто невозможно.
Эта земля всегда была жемчужным кубком, который доставался победителю, а споры за его обладание не утихают и сегодня.
Издавна Крым подвергался бесчисленным нападениям и переходил от одного правителя к другому, становясь предметом раздоров могущественных империй. При этом бесконечные войны и набеги кочевников разрушили многие исторические сооружения и памятники ранних эпох цивилизации.
Но, все-таки, некоторые раритеты культурного наследия сохранились и до нынешних дней, давая возможность туристам узнать историю нашего края.
Всего в 25 километрах от Симферополя, в Бахчисарае и его окрестностях, сохранились храмы и дворцы, которые были свидетелями и участниками событий былых времен.
Успенский монастырь
В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы живописное ущелье Марьям-дере (Святой Марии). Среди прекрасной природы горных склонов, покрытых реликтовой растительностью, расположился Успенский пещерный монастырь.
Своим названием монастырь обязан легенде, по которой в скале появилась икона Божьей матери. Явление иконы произошло 15 августа в день Успения Богоматери, поэтому название нового храма было посвящено этому чудесному событию.
Этот оплот православия был основан в начале 9 века и своим возникновением обязан иконоборческим движением в Византии. Монахи, преследуемые властями византийского императора, основали в горах Крыма монастырь.
Но первые христианские храмы появились в Крыму еще в 1 веке н.э., и до сих пор монастырь Святого Климента действует в Инкермане.
Избежав разгрома от Золотой Орды в 1299 году, Успенский монастырь во время Крымского ханства стал центром православия в Крыму. В его стенах бывали христиане, оказавшиеся в плену крымского хана, а также послы московского царя.
С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.
Претерпев за долгие годы существования периоды запустения и упадка, монастырь ветшал, годы брали свое, а восстанавливать его у монахов не было средств. К концу XVIII века монастырская церковь, хоть и была действующей, находилась в очень плохом состоянии.
Сегодня монастырь возрождается после долгих лет запустения, благодаря упорным трудам монахов и помощи прихожан. Отреставрирована пещерная Успенская Церковь, лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи. Восстановлена наскальная иконопись над балконом храма, а также возведена колокольня с покрытыми позолотой куполами.
Круглый год действующую Успенскую церковь посещают тысячи паломников и туристов.
Пещерный город Чуфут-Кале.
После осмотра монастыря следует продолжить путь вверх по ущелью, пока не достигнете источника. Тут вам откроется необычное зрелище – на голубом фоне неба четко выделяются строения пещерного города.
Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
Есть предположение, что поселение было построено в X-XI веках, после гибели города Кыз-Кермен.
Город неоднократно выдерживал осады Золотой Орды, но войска Ногая хитростью смогли захватить крепостные ворота и истребить его защитников.
В дальнейшем, впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Довольно быстро город стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма, где осуществлялась торговля и заключались сделки.
По достоинству оценив укрепления, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV веке превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц и была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой.
В конце XV века хан Менгли-Гирей заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. А значение Чуфут-Кале как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу – Бахчисарай.
Старый город в дальнейшем оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников. В конце XV века здесь находился в плену литовский посол Лез, в 1648 году – польский гетман Потоцкий. Три года томился в тюремном застенке русский посол Василий Айтемиров, посланный в Крым для заключения мирного договора, та же участь постигла князя Ромодановского – видного политического деятеля при Петре I.
Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В.Б. Шереметьева. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметьев – любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русская Дума не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале, и провел он там двадцать один год, пока его не выкупили родственники.
С середины XVII века татары покидают город и там остаются жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому название города Чуфут-Кале означает “Еврейская крепость”. Караимы жили здесь еще больше двух столетий, платя дань ханам и занимаясь ремеслом и скотоводством.
После включения Крыма в состав России, караимы объявили себя ее подданными. Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и дало им некоторые привилегии, в частности разрешило жить на всей территории империи.
С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.
Походив по древним улицам среди разрушенных домов, даже сейчас можно получить представление о быте и жизни жителей этого города-призрака.
Недалеко от развалин мечети находится восьмигранный мавзолей Джаныке-ханым, построенный в XV веке и хорошо сохранившейся до наших дней.
В городе существовал водопровод, трубы которого были сделаны из обожженной гончарной глины. Сооружение водопровода предположительно относят ко времени основания города.
В южной части города можно осмотреть хорошо сохранившиеся караимские кенасы – молитвенные дома. Внутри устройство кенас одинаково. В первом маленьком зале, отделенном перегородкой, сидя на скамейках, молились старики, в большом зале -мужчины. Женщины размещались на балкончике, за деревянной решеткой.
Экскурсия по древнему городу оставляет неизгладимое впечатление и приоткрывает завесу тайн истории Крыма.
Бахчисарайский дворец
Главной достопримечательностью Бахчисарая является ханский дворец с его величественной мечетью, воспетым Пушкиным “фонтаном слез” и мавзолеями погребенных правителей Крымского ханства.
Основатель новой столицы ханства Менгли-Гирей решил построить дворец, который утопал бы в зелени садов и виноградников. Поэтому и город стал называться Бахчисараем (Дворцом садов).
Этот памятник истории является сложнейшим архитектурно-художественным сооружением, менявшим свой облик на протяжении нескольких веков.
Пройдя в главные ворота дворца-музея, попадаешь в просторный внутренний двор. Изящные фонтаны и вековые деревья дарят посетителям прохладу и спасают от летней жары. Раньше здесь проводились смотры войска, зачитывались ханские указы, и продавалось награбленное во время военных набегов имущество.
Над черепичной крышей возвышаются тонкие минареты. Винтовые каменные лестницы ведут на круговые балкончики. Отсюда служители мечети муэдзины пять раз в день призывали верующих к намазу.
Ныне в верхней части Хан-Джами расположена экспозиция отдела археологии, а в нижней находится лапидарий – собрание каменных памятников с изображениями и надписями на арабском языке.
Для того чтобы узнать больше об истории дворца и его хозяевах, надо приобрести билет на экскурсию и пройтись по его залам.
Одна из самых древних архитектурных деталей ханского дворца – “железные” двери, выходящие в Посольский садик. Этот экспонат наглядно свидетельствует о заимствовании татарами архитектурных традиций разных народов.
Власть крымского хана была ограничена высшим советом крымских феодалов – Диваном, для которого и был построен в XVI веке зал совета и суда.
Талантливый иранский мастер Омер расписывал и строил дворец, также его мастерству принадлежит постройка летней и фруктовой беседок дворца. Особенно ярко талант Омера проявился в его скульптурном творении – знаменитом “фонтане слез”.
Суннитский ислам, исповедуемый татарами, не позволял мастеру изображать фигуры и лица людей. Поэтому с помощью символики и иносказания ему удалось создать такой шедевр, который стал известен во всем мире, как фонтан любви и скорби.
При посещении Бахчисарайского дворца интересно осмотреть и гаремный корпус, а также кофейную комнату и посольский зал. В жилых покоях хана расположены экспозиции, посвященные первой русско-турецкой войне и присоединению Крыма к России.
Большой интерес вызывает выставка “Пушкин в Крыму”, основная часть которой посвящена посещению великим поэтом Бахчисарайского дворца.
Каждый год тысячи людей со всех концов Земли стремятся в Бахчисарай, чтобы воочию увидеть воспетый Александром Сергеевичем Пушкиным “Фонтан слез”, насладиться искусными творениями древних мастеров и узнать историю Крымского ханства.
Слишком много политических узлов было завязано на этом маленьком клочке суши за историю его существования. Не всегда издали можно отличить правду от вымысла, а действительность от легенды.
И только побывав в разных уголках крымской земли, можно понять настоящую историю Крыма.